Тут даже и не знаешь, кого первым отметить, кого выделить и похвалить. Все молодцы, все внесли свой посильный вклад в то, чтобы легендарный Третьяк — лучший вратарь всех времен и народов, отыскивал окошко в своем плотном графике, и каждое лето не просто отдыхал в Юрмале, а еще выходил на лед «Вольво центра», делясь с молодежью своим бесценным опытом.
Эрик Милюнс — хозяин этой ледовой арены, может скромно стоять в стороне на пресс-конференции, но где, если не в Иманте, это возможно провести в разгар лета? Только в «Вольво центре». Можно только позавидовать упорству, оптимизму и энтузиазму главы ЛХФ Кирова Липмана, который продолжает воевать с нашим правительством, пытаясь объяснить нашей власти простые истины о том, что будущее страны — та молодежь, которая сегодня не знает, чем себя занять. И спорт, в частности хоккей — именно та тропинка, которая выведет ее на правильный путь. Пока что Липмана не понимают и не слышат. А жаль (ЛХФ делегировала в этот лагерь пять латвийских стражей ворот). Банк Rietumu — пожалуй, самый спортивный в Латвии, еще один надежный партнер, который без промедления откликнулся на просьбу поддержать этот проект. Да и Рижская дума уже третий год идет навстречу организаторам этого лагеря, география участников которого постоянно расширяется.
«Вы посмотрите, кто приехал к нам в этом году — несколько ребят из Японии. А это, согласитесь, не ближний свет. Есть даже девочка из США, есть вратари из Германии, России, с Украины, из Финляндии, представьте себе — Испании. Популярность лагеря растет. В этом году у нас занимаются около 40 детей. Спасибо Сергею Наумову, который когда-то увлек меня этой идеей, нашел здесь партнеров, чтобы она реализовалась на высоком уровне», — отметил особенности третьего по счету вратарского лагеря прославленный советский хоккеист Владислав Третьяк, глава Федерации хоккея России и депутат Государственной думы.
— И немудрено, если говорить о популярности. Лагерь же ведет сам Третьяк.
— Тут не только во мне дело. Да, у меня есть большой опыт по этой части. Такие лагеря я провожу вот уже 27-й год. Но с некоторых пор в Канаду я уже не летаю. Почему? Это все-таки далековато. С каждым годом я не молодею, мне 60. А тут — отличные условия, все близко, все рядом, отличная организация, квалифицированные помощники. Тем более, каждый год я приезжаю к вам отдыхать. Почему бы не совместить приятное с полезным? Мне здесь все нравится. Очень теплый прием встречаю я здесь каждый год. А как тут кормят... Очень вкусно. Главное, не поправиться.
— Каков уровень вратарей, с которыми вы занимаетесь?
— Знаете, я не хочу лукавить, и это никакая не дипломатия, но я могу сравнивать. Уровень лагеря в Риге — очень приличный. Поверьте мне на слово. Даже в сравнении с канадскими.
— Значит, из некоторых ребят в будущем действительно могут получиться большие мастера?
— Однозначно. Важно, конечно, как они будут работать в дальнейшем. Потому что за десять дней обучить вратарскому ремеслу невозможно. Но мы с Сергеем стараемся поделиться своими секретами вратарского искусства. Надеемся, что они им пригодятся.
— Вы сразу, с первого же взгляда, можете сказать — вот это талант, из него выйдет толк?
— Если честно — то да, могу. Это видно по многим вещам — по движениям, по тому, как парень принимает решения, как он понимает игру. Но на одном таланте далеко не уедешь. Надо много работать. Да и ребята по-разному раскрываются. Один рано, другой, как мой внук Максим, — поздно. Еще три года назад у него были вот такие щеки. А сейчас рост 192 см, размер ноги — 47-й, и уже первая команда ЦСКА его приглашает на сборы.
— Десять дней тренировок... Не тяжело ли это для детей?
— Но мы же это время проводим не только на льду. У нас есть и сухие тренировки, и культурная программа. Это я в свое время кроме базы ничего не видел, один сплошной хоккей. Сейчас к детям у нас другой подход. Вообще я считаю этот лагерь больше социальным проектом. Ведь что такое ледовый дворец? Это пятьсот детишек, которые занимаются спортом. Они здесь, а не болтаются где-то. Потому что если мы не займемся ими, улица быстро их заберет. Наркомания, алкоголизм, проституция... Сами знаете, чем все это грозит. Спорт воспитывает не просто атлетов, а хороших людей. Он приучает их ко многим вещам, да и родителей дисциплинирует. Так что польза от этого — огромная. Для всех.
— В России спорту уделяется больше внимания, чем в Латвии.
— Везде есть свои проблемы. Вот Киров Липман сказал, что за 20 лет государство не построило ни одного катка. В США и Канаде — их несколько тысяч, в Швеции — более 300, в Финляндии — 220. А у меня в Ленинградской области всего три. При том, что по площади наша область в два раза больше Финляндии. В России чуть больше 300 катков. Это проблема. У нас мало людей занимается спортом. В одной Канаде 86 000 девочек тренируются регулярно. У меня столько по всей России. А там — девочки.
— В Латвии всего 4000 хоккеистов.
— Это значит, что нам и вам надо лучше тренироваться, чтобы занимать первые места и обыгрывать канадцев.
— Хочу пожелать не только процветания этому вратарскому лагерю, но и чтобы сборная России на Олимпиаде в Сочи стала чемпионом.
— А сборная Латвии — попала в шестерку... Спасибо за пожелания. Мы постараемся не стоять на месте. Уже есть новые мысли. В начале августа мы проведем в Риге международный турнир. Или почему бы не организовать в Риге мастер-классы с участием чемпионов мира? У нас одна политика — политика дружбы. Мы делаем одно большое дело.