30.10.2013. 13:16
Сезон у велогонщиков стремительно приближается к завершению. А значит пришла пора подводить итоги. Тем более, что не так давно отсалютовал чемпионат мира во Флоренции. С итогов мирового первенства и начался наш разговор c главой Латвийской федерации велосипедного спорта Иго Япиньшем.Напомним, что в Тоскане выступало десять представителей Латвии. Но, по большому счету, надежды оправдали только двое — Томс Скуиньш, ставший пятым в групповой гонке возрастной категории U-23, да опытнейший Алексей Сарамотин, который выступал в элите. Он с наилучшей стороны проявил себя как в «разделке», так и в групповой гонке, неизменно попадая в топ-30.

Напомним, что в Тоскане выступало десять представителей Латвии. Но, по большому счету, надежды оправдали только двое — Томс Скуиньш, ставший пятым в групповой гонке возрастной категории U-23, да опытнейший Алексей Сарамотин, который выступал в элите. Он с наилучшей стороны проявил себя как в «разделке», так и в групповой гонке, неизменно попадая в топ-30.

 

«Как я оцениваю итоги чемпионата мира? Мы надеялись изначально на трех спортсменов, и они наши надежды, в общем-то, оправдали. Результаты Скуиньша и Сарамотина не могут нас не радовать. Они для такой маленькой страны — достижение. Остальные выступили в свою силу. Кто-то приобрел опыт, кто-то подтвердил свой нынешний уровень, смог сравнить себя с остальными, — рассказывает президент ЛФВ Иго Япиньш.

 

— Не кажется ли вам, что половине состава на таком соревновании рано было выступать?

— Согласен с тем, что критерии отбора в сборную Латвии были слишком демократичными. В будущем они станут строже. Это я обещаю.

 

— Алексей Сарамотин, как известно, достойно провел обе гонки, наравных соревнуясь с лидерами мировой классификации. Что думаете о нем?

— Трасса для элитной группы была достаточно трудной. Мне кажется, она больше подходила для «горников». Вы сами все видели, что в решающий момент ни Канчеллара, ни Саган, ни Жильбер ничего не смогли показать. Да и другие фавориты тоже. То же самое относится и к Сарамотину. Он скорее равнинный гонщик, нежели горный. Так что и ему было непросто. И, тем не менее, он выступил отлично — проявил характер, боролся до конца и показал на финише высокий результат. Хочется пожелать, чтобы в дальнейшем он как можно лучше выступал на всех больших классических однодневках. В этом году у него были уже такие победы, в частности — во Франции, несколько раз он становился призером. Но свой потенциал до конца он еще не раскрыл.

 

— Если говорить о 22-летнем Томсе Скуиньше, который до недавнего времени представлял латвийскую команду Rietumu Delfin, то не только на чемпионате мира в Италии он смог заявить о себе. Так ведь? На протяжении всего сезона Скуиньш был стабилен.

— Я бы отметил у него такое качество, как целеустремленность. Он знаает, чего хочет достигнуть. И для этого у него есть все данные. А значит и у нас есть надежда, что в ближайшие два года он сможет выйти на новый уровень. Я говорю об элите мирового велоспорта. Последние два года во Франции были для него черезвычайно полезны. Он приобрел опыт, повзрослел в конце концов. Он стал гораздо увереннее. Как следствие — «бронза» на чемппионате Европы U-23 в групповой гонке и пятое место на чемпионате мира. Я не удивлюсь, что его заметит какая-то из больших команд... Так бы я сказал пару недель назад. А сейчас он уже в американской команде.

 

— На днях он заключил соглашение с американской велоконюшней Hincapie Sportswear Development.

— Это континентальная команда, которая была основана только год назад. В основном в ней выступают молодые гонщики. Самым старшим — по 25-26 лет.

 

— Согласно американским СМИ, контракт он заключил на один сезон. И в основном, он будет высупать в Северной Америке.

— Как показывает практика, в календаре таких команд всегда находится место и европейским гонкам.

 

— Чемпионат мира в Италии для вас был далеко не первым. Чем он отличался от предыдущих? Расскажите.

— Начну с того, что Италия — это велосипедная держава. Не только футбольная. Это был красивый чемпионат, так как трасса проходила по центральным улицам Флоренции. А значит на ней было очень много зрителей. Интерес к этому мировому первенству был большой. Примерно такой же, как и в предыдущие годы. В той же Голландии. Да, трасса была тяжелой. И даже очень. А тут еще во время финальной гонки зарядил ливень.

 

— На посту президента Латвийской федерации велоспорта вы уже почти год.

— Многое что сделано, многое что сделать предстоит. Еще до того, как я встал у руля федерации, у меня на руках была программа развития. Я стараюсь следовать ей и сегодня. Одним из главных ее пунктов является открытие региональных центров велоспорта, усиление роли Мурьянской спортивной гимназии, строительство новых трасс BMX, подготовка тренерских кадров, плюс возвращение в Ригу велотрека. Об этом мы говорим уже не первый год. Могу сказать, что в большинстве своем мы на правильном пути. И сейчас все эти задачи постепенно реализуются.

 

— Вы говорите о регионах. Где появляются такие центры?

— Последние примеры — в Смилтене и Царникаве. Ведутся переговоры по Тукумсу и Лиепае с уклоном на ВМХ. А что касается тренеров, то у нас никогда такого не было, чтобы столько людей поступили в ЛСПА с желанием стать тренерами по велоспорту.

 

— Но главная работа, как я понимаю, еще впереди?

— Для тех же тренеров есть программа профессора Юриса Дравниекса. Пока что они учаться наравне со остальными по общей программе.

 

— Вы упомянули велотрек, которого в Риге как не было, так и нет.

— Я понимаю всю серьезность проблемы, поверьте. У латвийского велотрека в Латвии большие традиции. И моя задача — возродить их. Я уже провел переговоры с бельгийской федерацией, которая обещала нам помочь с его строительством. Речь идет не о закрытом классическом треке. Он будет закрыт частично и предназначен не только для взрослых, но и для детей. В ближайшее время мы определимся насчет сметы. Как только сделаем это, так сразу же проведем презентацию проекта.

 

— Трек очень важен для велоспорта, так как на нем могут заниматься и шоссейники в том числе.

— А для гонщиков ВМХ трек может стать отличным продолжением карьеры. Не всем дано быть штромбергсами. Так ведь? Увы, мы потеряли за эти годы достаточно много молодых людей, которые просто ушли из спорта.

 

— А ведь раньше велоспорт без трека и представить было невозможно.

— В том-то и дело. На треке не одну победу одерживал и Роман Вайнштейн, и Петр Угрюмов. Чуть скромнее история с треком у других наших известных гонщиков Арвиса Пизикса, Дайниса Озолса или Каспара Озерса. Не будем забывать «серебро» на Олимпийских играх в Токио Иманта Бодниекса или «золото» чемпионата мира Дзинтарса Лациса. В 80-х годах прошлого века мы регулярно готовили призеров чемпионатов мира среди юниоров. И это при том, что им трудно было пробиться через сито сборных СССР. Последние из могикан на треке стали Айнар Киксис и Виестурс Берзиньш.

 

— Если говорим о треке и мастерах шоссейных гонок, пример британцев — самый показательный. Согласны?

— Полностью с вами согласен. В 90-х годах прошлого века в Великобритании была разработана и опубликована программа развития велотрека. И что мы видим сейчас? Львиная доля членов сборной Великобритании по велоспорту как раз результаты той программы, включая Бредли Уиггинса. За это время на туманном Альбионе выросла целая плеяда знаменитых гонщиков, которые в профессиональном велоспорте добились небывалых высот. Тот же Марк Кавендиш, который не так давно гостил в Сигулде, становился в свое время чемпионом мира на треке. Мы же, фактически, своими руками уничтожили этот вид спорта.

 

— Пока посторят трек...

— Уже существует договоренность с только что избранным на пост президента UCI Брайаном Куксоном о том, что наши молодые спортсмены получат возможность тренироваться на треке в Манчестере. Если все пойдет по плану, уже на следующих Олимпийских играх 2016 года Латвия будет представлена в велотреке.

 

— Новая должность — новые вызовы. С какими столкнулись вы?

— Не буду лукаваить — это Мурьянская спортивная гимназия. Это школа с выдающимися традициями, с богатым тренерским корпусом, со специалистами, которые подготовили не одного чемпиона мира и Европы, призеров Олимпийских игр. Увы, но который год в МСГ велоспорт в роли бедного родственника. Я считаю, что существующее на сегоднящний день разделение финансирования несправедливо. Всего-то нам надо 60 000 лат, из которых половина — это долгосрочные инвестиции. Но и этого нет. А значит и нет нормального тренировочного процесса. Так что одна из моих обязанностей — это восстановление справедливости, это полноценное признание важности велоспорта. Я уверен, что при нынешнем финансировании мы уже достигли максимума. И даже больше.

 

— Нужны какие-то реформы.

— Они необходимы. Сейчас с коллегами мы уже выработали план действий. Но резко менять ничего не будем. Все будет происходить постепенно. Это будет связано как с повышением уровня гонок, так и с поддержкой спортсменов.

 

— На самом высоком уровне у нас сейчас выступают только Гатис Смукулис, который на днях продлил свой контракт с «Катюшей» еще на два года, да упоминавшийся Сарамотин. Есть ли у вас на заметке кто-то из молодых гонщиков, который уже в ближайшее время смог бы выступать в гонках Про-Тура?

— Конечно есть. Один из них и есть Томс Скуиньш. А еще Анджс Флаксис и Андрис Смирнов имеют отличные перспективы на мой взгляд. В ближайшие два года, я уверен, они пополнят ряды наших велопрофессионалов. Конечно, есть много еще, над чем им надо работать. Но все в их руках. Есть и другие кандидаты. И как раз велотрек ускорит этот процесс. Появится он, появятся новые таланты. Я уверен в этом. На мой взгляд, самое пристальное внимание надо сейчас уделять юным велогонщикам, мальчикам, которые делают в велоспорте свои первые шаги. У них есть время и, надеюсь, появятся возможности развиваться в правильном направлении.

 

— Шосесейные гонки — это одно. ВМХ — это другое.

— У нас в федерации два вице-президента. Это Эдгар Дупатс и Олаф Лакучс, а еще менеджер Артис Озолс и главный тренер Иво Лакуч. Все они связаны с ВМХ, работают над его популяризацией в Латвии. Сам я активно слежу за тем, что у нас происходит с ВМX. Как вы знаете, в этом году Межапарк принимал два этапа чемпионата Европы. Мы гордимся тем, что и чемпион континента, и вице-чемпион — из Латвии. Наверное, не самым удачным для наших спортсменов получился чемпионат мира в Новой Зеландии, но иногда и такие «приземления» необходимы и полезны. Это только сделает нас сильнее в будущем. Думаю, что Иво Лакуч вместе со своей командой сделали правильные выводы и все у нас будет в порядке. Радует еще и то, что в самой Латвии соревнований по ВМХ становится все больше. Да и уровень их растет.

 

— ВМХ еще отличает высокая травматичность.

— Это данность и с ней надо считаться. По большому счету, это ведь экстремальный вид спорта, и без травм тут никогда не обходится. Случай с Густавом Петерсилисом самый наглядный. А Эджус Трейманис именно из-за травмы не смог выступить на чемпионате мира. В Новой Зеландии трасса была очень узкой и опасной. Что для латвийских мастеров ВМХ стало серьезным испытанием. Наверное и отсюда скромные результаты в этом году.

 

— Марис Штромбергс, тем не менее, уже дважды становился Олимпийским чемпионом.

— Достижение это уникально. И я лишний раз убеждаюсь на примере Штромбергса в том, что в этом виде спорта психология играет огромную роль. Если не самую главную. Каждый год быть лучшим среди лучших — очень тяжело. И это требует огромных сил — и физических, и психологических. В целом перспективы у ВМХ в Латвии большие. Нам только надо сделать еще больший акцент на женском спорте.

 

— Какие места в Латвии на примете у вас в плане развития ВМХ?

— На повестке дня проект в Тукумсе. Здесь идет уже предметный разговор с властями города по строительству соответствующей трассы. Место под объект уже выделено, в городе есть энтузиасты этого вида спорта, есть спонсоры. Кстати, у нас есть планы развивать в Тукумес и шоссейные гонки. В этом вопросе федерации будет помогать уроженец этих мест Каспарс Озерс. Хочется оборудовать трассу и в Лиепае. Переговоры уже начались. Наша задача — вернуть велоспорт в те места, где он традиционно развивался, где исторически сложились традиции. Это один из наших приоритетов.

 

— Вы уже упомянали Брайана Куксона, который во Флоренции был выбран на пост главы UCI (Международный союз велосипедного спорта).Ваше мнение о нем.

— Латвия поддерживала его кандидатуру с самого начала. Не буду скрывать, я сам агитировал за него моих коллег из других стран. Уверен, что во многом благодаря Куксону у латвийского велоспорта будет шанс получить серьезную помощь со стороны UCI. И гораздо большую, нежели до этого. Нет, речь не идет о деньгах. Эта помощь будет проявляться в виде инвентаря, тренировок, учебы. Возможно, это будет помощь наши континентальным командам. Между прочим, у нас есть планы подать заявку на проведение в Латвии чемпионата мира по ВМХ.

 

— Почему бы и нет? Как вообще Латвия воспринимается в большой семье велоспорта?

— Я только первый год активно участвую в работе UCI на всевозможных конгрессах, конференциях и семинарах. Могу сказать только одно — до меня активно в них никто не работал. Но благодаря своим контактам с коллегами из других стран, я быстро наверстываю упущенное. Во всяком случае, к нашему мнению начинают прислушиваться.

 

— Параллельно, как известно, вы являетесь еще и менеджером латвийской велоконюшни Rietumu Delfin. Если мы говорим о новом сезоне, то какие изменения грядут в ней?

— Постепенно из-за своей занятости я передаю бразды правления молодым. Изменения в составе? Не исключено, вернется кто-то из выступавших за нее ранее. Но уже сейчас могу сказать, что крен будет сделан в сторону трековых гонок. Впрочем, это не исключает нашего участия и в шоссейных гонках, которые стоят в календаре UCI. Речь идет о соревнованиях самых разных категорий. Тренер команды Виталий Смирнов доказал, что его подопечные могут показывать высокие результаты. Уверен, так будет и впредь.

 

— В заключении ваши пожелания всем любителям велоспорта Латвии.

— Я призываю всех неравнодушных думать о развитие велоспорта в нашей стране в целом. На деле, а не только на словах. Прошу не зацикливаться на каких—то мелочах, что часто выливается в выяснение отношений. Мы многое можем сделать, если будем действовать сообща.



Burāšanas Klubs 360 R.Feldmaņa 8, Rīga, LV-1014
Бояре Ольга Бояре ОльгаБокс, Аэробика
Регистрация