Действительно, баталии на десяти столах в Спортивном манеже стали в какой-то степени историческими. С одной стороны впервые на моем веку настольный теннис был поддержан городскими властями. Раньше никогда такого не было. Рига, надо признать, не избалована турнирами такого уровня. Пусть нынешний и проводился среди юношей, но, поверьте, матчи были высокого класса. Особенно восхитили белорусы. С другой, только сторожилы помнят, как под сводами этой арены в 1967 году проводился матч мужских сборных СССР и Японии, или как на улице Маскавас кипели страсти союзного чемпионата среди юниоров (еще с тех времен в спортивном зале ЛУ на Лачплеша, 116 остались шесть столов STIGA, на которых еще не одно десятилетие тренировались и играли не одно поколение наших мастеров маленькой ракетки). Настольный теннис в латвийской столице с тех времен — редкий гость. Вот почему как исключение вспоминаются командные соревнования в рамках Евролиги в 2007-м или в том же году состоявшиеся матчи Топ-12 юниорского чемпионата Европы.
А потому понятна та ответственность, которая ложилась на организаторов.
«Проблемы есть всегда, тем более такой масштаб соревнований. С теми же судьями. Я не могу найти столько квалифицированных арбитров, чтобы на каждом столе работало по пять человек. Если есть полтора — и то хорошо, — о сложностях организации «Вести Сегодня» рассказывает Геннадий Картузов. — Хорошо, что были помощники в лице руководителей департамента Рижской думы по делам образования, культуры и спорта, помогала федерация настольного тенниса в лице Эгила Пуриньша, а он был главным судьей соревнований, Бируты Пурини, Ины Йозепсоне, хочу поблагодарить за предосталеный инвентарь теннисный клуб «Намейс», личная благодарность Александру Амалину и многим другим».
Настольный теннис — очень популярный во всем мире вид спорта, но он долго оставался у нас в тени, пока на небосклоне не зажглась звездочка Матиса Бургиса. Того самого, который представлял Латвию на последней Олимпиаде в Лондоне. Это был одни, но очень важный импульс. Теперь вот это турнир...
Есть ли у нас мальчишки и девчонки, которые со временем смогут достичь такого же уровня? Геннадий Картузов пожимает плечами: «Пока что таких талантов я не вижу. Есть неплохие ребята, но до уровня Бургиса им еще расти и расти. Знаете, я всегда говорю, что если в турнире побеждает кто-то из латвийских спортсменов, то этот слабый турнир. Вот и на этот раз было видно, что белорусы на голову выше — у них другая игра, другая реакция, техника. Вот у кого надо учиться».
О Белоруссии, которая в Риге была представлена тремя клубами — отдельный разговор. Да, за соседями не угнаться — у них есть Владимир Самсонов, экс-первая ракетка мира, неоднократный победитель чемпионатов мира и Европы, у них работают целые спортивные школы настольного тенниса, в чем в Латвии остается только мечтать. Так что такой уровень для Латвии пока что недостижим. Впрочем, на Кубке Рижской думы хозяева были представлены 13 клубами, что уже похвально. Восемь приехало из Литвы, из России и Эстонии — по три, из Норвегии — один, юношеской сборной был представлен Узбекистан. Кстати, именно узбекские теннисисты смогли победить в неофициальном командном зачете, опередив белорусов и литовцев.
«Конечно, есть у нас одаренные ребята, с которыми надо работать. По итогам этих соревнований я хотел бы отметить Эдуарда Спагиса из Лиепаи, который в своей категории стал вторым, и Луизу Миезите из Руцавы — она стала третьей», — вносит нотку оптимизма в наш разговор Геннадий Картузов.
Победители и призеры Кубка Рижской думы на протяжении трех дней определялись в нескольких возрастных категориях (1994-1996 года рождения, 1997-1999 и 2000 год рождения и младше). В итоге ими стали представители Узбекистана Мизаям Мухаммаденова и Исламбек Султанов, россиянка Диана Меркулова, а также Риво Сааремаэ (Эстония), Кристина Казлаускайте (Литва) и Кирилл Сачук (Белоруссия).