Итак, в субботу, 24 числа, на искусственных полях пройдут два первых матча, открывающих чемпионат Латвии-2012. На поле 49-й средней школы пройдет историческое дерби. Историческое по вывеске — сойдутся рижская и даугавпилсская «Даугавы» (начало — в 14.00), а в Елгаве местный клуб будет принимать лиепайский «Металлург» (15.00). В воскресенье состоятся еще три матча: «Вентспилс» — «Спартак» (14.00), «Метта» ЛУ — «Гулбене» (стадион 49-й школы, 15.00) и «Юрмала» — «Сконто» (стадион «Аркадия», 16.00).
Полуфинал Кубка Латвии и новая брошюра
Накануне общество «Футбольная Высшая лига Латвии» провела презентацию чемпионата страны, во время которого cостоялась жеребьевка Кубка Латвии, определившая полуфинальные пары. Вышло так, что в середине апреля «Гулбене» будет принимать «Сконто», а «Елгава» — «Металлург» (матчи пройдут 11 апреля, финал — 12 мая). Так что один из матчей первого тура станет репетицией перед полуфиналом. Сама жеребьевка шла примерно столько же, как недавняя в швейцарском Ньоне, когда определяли четвертьфинальные пары Лиги чемпионов и Лиги Европы. Но там распределяли 16 команд. У нас — только четыре. Что-то наши перемудрили с табличками, до предела затянув и усложнив очень уж элементарную процедуру.
Но не в этом суть. А в том, что в латвийский футбол пришли новые люди. Те, что и принялись, засучив рукава, за работу в этой самой организации «Футбольная Высшая лига Латвии» (ФВЛЛ). Уже сейчас понятно, что им придется постоянно натыкаться на подводные камни, разгребать не самые приятные вещи, вести борьбу с равнодушием и некомпетентностью клубов, дилетантством их руководителей. А у руля команд стоят разные люди, поверьте. По ходу сезона они услышат в свой адрес не одно ехидное замечание, будут постоянно ловить косые взгляды и выслушивать обвинения — заслуженные и совершенно безосновательные. Почему?
А все потому, что они будут заставлять работать. Работать по-новому, как надо и как правильно, как делают это в других цивилизованных футбольных чемпионатах. Но ведь надо кому-то это делать — толкать вперед наш чемпионат. Пусть понемногу, по чуть-чуть. Но стоять на месте больше нельзя. Кстати, очень бы хотелось, чтобы главным помощником ФВЛЛ стала наша федерация.
Первые шаги уже сделаны. Пока что робкие, но в правильном направлении: заработал сайт, выпущена брошюра, определен круг первостепенных задач. Не за горами телевизионные трансляции и сотрудничество со спонсорами. Для футбольной Европы такие вещи вообще не обсуждаются. У нас же, в 2012 году — это будто ноу-хау какое-то. Смешно и грустно, друзья. Хотя, наверное, все-таки лучше поздно, чем никогда.
В «Юрмале» — прогульщики
На презентации чемпионата присутствовали тренеры или представители девяти команд высшей лиги. Не было никого только от «Юрмалы». Почему один из клубов высшей лиги позволил себе проигнорировать это мероприятие — непонятно. Вообще-то за такие вещи надо наказывать. Денежным штрафом, только так, потому что другого у нас не боятся.
Что это за отношение? Прочему Сергей Подпалый смог приехать из Вентспилса, а Равиль Сабитов — из Даугавпилса, а из «Юрмалы» — никого. Что, электрички перестали ходить?
Выйдя из Олимпийского центра увидел, как в магазин неподалеку заходил один из тренеров «Юрмалы». Может он двери перепутал?
Адвокат футбольных полей
После окончания презентации любопытно было наблюдать, как один из работников ЛФФ пытался наладить диалог с представителями прессы, разжевывая, буквально раскладывая по полочкам — что они пишут правильно, что — нет. «Адвокат» пытался вразумить окруживших его «акул пера», что газон и стадион — это две разные вещи. Что одно дело — поле, на которое выходят футболисты. Оно должно соответствовать всем стандартам. И ЛФФ за них в ответе. Другое дело — стадион. Тут уже ответственность ложится на клуб, который проводит матч. Неубранный снег, отсутствие интернета, или мест для прессы, другие неудобства — это все вопросы к командам.
Наверное, это все так. Но ведь одно от другого неотделимо. Болельщику все равно — кто за что отвечает. Ему нужны нормальные условия для просмотра матча, чтобы сверху не капало, чтобы не орали в ухо пьяные фанаты, чтобы обзор не перегораживал забор. А то получается — газон на месте, и все, а трибуны, и все, что на них творится — не наше дело? Так не бывает. Все стадионы, вместе с газонами и раздевалками, принимает федерация. Так что будьте любезны...
Школьный двор для высшей лиги
После четвертьфинальных матчей на Кубок Латвии, которые прошли неделю назад, три клуба получили выговоры за различные нарушения. Интересно будет посмотреть, что на той же «Аркадии» изменится к воскресенью. И еще — не надо никого убеждать, что поле на 49-й школе — отличный проект. Может оно и так — для детских команд Рижской футбольной школы, для уроков физкультуры для тех же школьников в конце концов. Но делать из него арену для чемпионата Латвии, да еще высшей лиги — анекдот какой-то. И никакие временные трибуны картинку не изменят. Но в федерации почему-то этой площадкой гордятся. Наверное там перепутали первенство страны с турниром «Кожаный мяч». С масштабами в ЛФФ явно что-то не так.
Может быть я сгущаю краски. В конце концов поле 49-й школы — домашнее для клуба «Метта» ЛУ. Фактически, студенческой команды, которая дебютирует в высшей лиге, а не для «Вентспилса». Все-таки расстояние от школьной скамьи до студенческой не такое уж гигантское. Может сойдет?
Конечно сойдет. Пока все сойдет, так как с базами у нас в Латвии просто беда. Один стадион «Даугава» — позор нашего футбола, клеймо на лице нашей федерации, которое за все это время так и не смогло договориться с государством о его нормальной эксплуатации.
Дилетанты и профи
На предворяющем сезон мероприятии было много любопытных вещей. Например, выяснилось, что в высшей лиге только четыре профессиональные команды, футболисты которых кроме как футболом, ничем больше не зарабатывают. Что эта за четверка — догадаться нетрудно («Вентспилс», «Металлург», «Даугава» и «Сконто»). Остальные — любительские, в Италии их еще называют «дилетантами». У нас таки «дилетантов» — больше половины.
Четыре профессиональных коллектива — много это или мало? Для нынешнего уровня первенства — многовато. Что у нас за профи, если они пивных ребят из Северной Ирландии обыграть не могут, или каких-то неизвестных македонцев. Но наши могут все. Правда, при этом почему-то забывается одна вещь — отношение к делу. Да, официальный статус на бумаге — это одно. Но вот работа, честность по отношению к футболу, к команде и самому себе — это совсем другое. И наплевать, сколько у нас «дилетантов», сколько «профессионалов». Главное — что они показывают на поле. А не то — успевают ли они между играми и тренировками бегать на учебу или в офис, это в одном случае, или тусить в ночных клубах, это в другом.
Бюджетный вопрос: и смех, и грех
В продолжении вопроса о профессионализме. Исполнительный директор ФВЛЛ Нормунд Малнач задал традиционный для английского футбола вопрос для таких встреч перед сезоном, но провокационный для нашего: «Назовите примерные бюджеты ваших команд на сезон». Надо было видеть реакцию. Это был мини-спектакль, в котором были все эмоции — недоумение, удивление, шок, страх, смех, ирония и так далее.
Только главный тренер «Елгавы» Дайнис Казакевич не побоялся озвучить цифры — 165 000 лат. Остальные ничего вразумительного сказать не смогли. Смешно было наблюдать за тем, как некоторые прямым текстом заявляли, словно партизаны, что, мол, не скажу. Другие уверяли, что тренеры не в курсе, и надо спрашивать у президентов, третьи шарахались от микрофона, боясь, видимо, выдать страшную тайну, четвертые делали вид, что вообще впервые слышат о каких-то деньгах. В общем, картина та еще.
Какие бюджеты, кто эти цифры назовет? Даугавпилсская «Даугава», один из самых закрытых футбольных клубов страны, где ничего никогда не ясно — откуда деньги, какие источники финансирования? Вы еще это у скандального Олега Гаврилова спросите, тень которого над даугавпилсским футболом не исчезла. «Сконто», у которого Гунтис Индриксонс в каждом интервью плачется, как все плохо, но 9 иностранцев его команда все равно заявляет? Ах, да, сейчас там президент Владимир Колесниченко. «Юрмала» со своими непонятными российскими связями? Или «Металлург», в котором если огласят бюджет клуба и зарплаты игроков, то на следующий день работяги Металлургического комбината могут взбунтоваться: «А мы что — хуже?».
Никто ничего рассказывать не будет. «У нас не Англия», — резонно заметил кто-то из тренеров. Конечно не Англия, вот почему до сих пор мы сидим в своем болоте и не квакаем.