23.10.2013. 07:45
Во время итальянской командировки в райский уголок под названием Тоскана ноги сами меня привели на стадион Артемио Франки. Все-таки чемпионат мира по велоспорту, из-за которого, в принципе, я и оказался на Апеннинах, имеет одно неоспоримое достоинство. А именно — календарь гонок не такой плотный, позволяющий найти необходимые окна для остального.Окончание. Начало в Телеграфе от 9 октября.

Окончание. Начало в Телеграфе от 9 октября.

 

Остальное в данном случае — это футбол.

 

Фискальные будни

 

С огромным нетерпением Телеграф ждал дуэли двух популярных тренеров Винченцо Монтеллы и Роберто Донадони. «Фиорентина» поздно вечером в понедельник принимала «Парму». Это была вынесенная игра 6-го тура, что меня спасло. В противном случае пришлось бы выбирать между «кальчо» и групповой гонкой элиты с участием нашего Алексея Сарамотина. К счастью, перед неразрешимой дилеммой я в итоге так и не предстал. В воскресенье — велоспорт, на следующий день — футбол на Виа Фанти. Все как врач прописал.

 

Рассказывая в предыдущем своем итальянском материале о другом известном футбольном клубе Тосканы «Сиена», который в этом сезоне обитает в серии B, я упомянул «минус 3 очка», с грузом которых он играет в нынешнем чемпионате. Причины такого «изъятия» для итальянцев понятны и неудивительны — это задолженности по налогам и задержка зарплаты. Еще тогда я поймал себя на мысли, что будь такие же законы в Латвии, в высшей лиге у нас бы к середине сезона в живых остались бы три-четыре команды, не более. А к окончанию вообще бы никто не уцелел. Для Италии, которая безжалостно борется с налоговыми преступлениями, проступок «Сиены» — ерунда. На днях в который раз налоговики напомнили Диего Марадоне о должке в 38 млн евро, которые накопились у него во времена выступления за «Наполи». Было это еще в 80-х годах прошлого века. Но, как известно, налоговые преступления не имеют срока давности. Если нарушил, фискальные органы достанут хоть на пенсии, хоть из-под земли. Не посмотрят даже на то, что ты Марадона, кумир миллионов. Дружба дружбой, а табачок врозь...

 

Да, в Италии не только клубы наказывают отнятыми очками, но и их президентов преследуют. Тут не забалуешь. Это в Латвии можешь не платить налоги, задерживать зарплату футболистам, и все равно шанс взять интервью в президента такого клуба где-то в суде — нулевые. Президента «Сиены» Массимо Меццарому моментально на три месяца отстранили от работы.

 

Тренерская доска почета «Фиорентины»

 

Клуб, основанный в 1926 году, который в моем сознании прочно ассоциируется с такими именами, как Франческо Грациани, Даниэле Массаро, Джованни Галли и Джанкарло Антониони (все — чемпионы мира 1982 года), Габриэль Баттистута и Руи Кошта, Лука Тони и Адриан Муту, дважды за свою историю становился чемпионом Италии и шесть раз брал Кубок страны. Правда, в последний раз трофей во Флоренцию прописывался в 2001 году. Тогда, 12 лет назад, «фиалок» к победе привел Роберто Манчини.

 

Из тренеров, в разное время стоявших у руля команды, можно выложить доску почета, которой позавидует любой клуб мира: Нильс Лидхольм и Карло Маццоне, Свен-Йоран Эрикссон и Себастьян Лазарони, Джованни Траппатони и Клаудио Раньери, упоминавшийся Манчини и Дино Дзофф, Фатих Терим и Синиша Михайлович. Нынешний наставник «Скуадры Адзурры» Чезаре Пранделли в сборную Италии в 2010-м пришел как раз из «Фиорентины».

Понятно, что таких личностей можно было приглашать, имея соответствующие состояния. В Италии владельцев «Фио», которые, кстати, в свое время заманили во Флоренцию даже лучшего игрока мира 1993 года Роберто Баджо, всегда знали в лицо. История этой команды так и делится на эры: эра строительного магната Флавио Понтелло, эра кинопродюссера Марио Чекки Гори, а позже и его сына Витторио Чекки Гори, эра миллиардера и обувного магната Андреа Делла Валле, продолжающаяся ныне.

 

Да, почему «фиалки»? 22 сентября 1929 года на товарищеский матч с «Ромой» футболисты «Фиорентины» впервые вышли на поле в фиолетовых футболках с эмблемой в виде флорентийской лилии (до того момента команда выступала в красно-белой форме). Так что название команды из Флоренции — «фиалки» (viola), cтало уже нарицательным.

 

Юридические уловки обувщика Делла Валле

 

Между прочим, не всегда клуб с берегов Арно чувствовал себя как у Христа за пазухой. 2001 год, а это год завоевания Кубка Италии, обозначал в «Фиорентине» перемены к лучшему, но обнаружилось ужасное финансовое состояние клуба: он не мог выплатить зарплату и имел долги в размере около 50 млн долларов. Тогдашний владелец клуба Витторио Чекки Гори мог вложить в клуб некоторое количество денег, но даже этого не хватило бы, чтобы удержать клуб на плаву. «Фиорентина» была понижена в лиге в конце сезона-2001/2002 и летом 2002-го безропотно перешла под управление судебно контролируемой администрации. Эта форма банкротства (спортивные учреждения не могли закрыться таким образом, но могли пострадать от подобной процедуры) обозначала, что клуб не мог участвовать в серии B в следующем сезоне и в результате прекратил свое существование.

 

Чтобы возродить его, пришлось пойти на юридические хитрости. Клуб был реорганизован под названием «Флоренция Виола», владельцем которого и стал Делла Валле (год назад он входил в топ-20 самых богатых владельцев клубов с приблизительным капиталом в 1,2 млрд долларов). Клуб был допущен к состязанию в серии C2, четвертом итальянском дивизионе. Единственным игроком, оставшимся в клубе, был Анджело Ди Ливио, верность которого клубу сделала его любимцем фанатов. С его помощью в том числе клуб стал первым в своей группе — серии C2, что означало продвижение в серию C1. Но, благодаря «Делу «Катании», флорентийский клуб был продвинут сразу в серию B (это было связано с разрешением Итальянской федерации футбола увеличить количества клубов в серии B с 20 до 24 и продвижению «Фиорентины» из-за «спортивных заслуг). Летом 2003 года клуб вернул себе право использовать название «Фиорентина» и знаменитый фиолетовый дизайн, а также изменил старое название Associazone Calcio Fiorentina на Associazone Calcio Firenze Fiorentina.

 

Еще один черный период в истории «Фио» — лето 2006 года, когда клуб собирались перевести обратно в серию B из-за ее причастности к Кальчополи (самый громкий коррупционный скандал в итальянском футболе) и наложить штраф в 12 очков. Но команде было разрешено остаться в серии A, но со штрафом в 19 очков. «Фиорентина» также была снята с участия в Лиге чемпионов. После начала сезона штраф сократили с 19 очков до 15. Несмотря на старт с «минус 15» очками, «Фиорентина» с Пранделли даже добилась попадания в Кубок УЕФА.

 

«Аэроплан» приземляется в Тоскане

 

К чему такой экскурс в историю? Да все потому, что футбол в Италии даже для столь популярных клубов — это пороховая бочка. К счастью, сегодня у «Фиорентины» на бюджетном фронте все в порядке — это более 60 млн евро только в зарплатной ведомости (это седьмой показатель в серии A). А самый высокооплачиваемый игрок — немец Марио Гомес с годовым окладом 4,2 млн евро. А еще «Фиорентина» — это самый обсуждаемый и перспективный тренер в Италии Винченцо Монтелла (ему не исполнилось и 40) по прозвищу Самолетик (l'Aeroplanino), которое он получил за свою манеру празднования голов.

 

Пошел второй сезон главенства Монтеллы во Флоренции, и жизнь регулярно подбрасывает ему сложнейшие задачи, о которые мог бы сломать зубы и гораздо более опытный тактик. Монтелла отважно бьется с судьбой и продолжает конструировать свою «Фиорентину». Прошлым летом, когда Винченцо только получил назначение, ему пришлось собирать команду с нуля. «Фиорентина» была фактически распущена и собрана заново. Монтелла разобрался в ситуации максимально быстро — он сплотил игроков, и получилась самая яркая команда чемпионата. В этом сезоне «фиалки» снова провели масштабную закупочную кампанию и сделали особую ставку на Марио Гомеса. Но немец получил травму крестообразных связок уже в третьем туре, торжественно всучив Монтелле очередную сложнейшую головоломку. Сегодня «Фиорентина» по праву носит титул команды-открытия. Разве что стартовавшая с места в карьер (восемь побед кряду на старте сезона) «Рома» в этой номинации вне конкуренции.

 

Так вот, следить за прогрессом тренера «Фиорентины» чрезвычайно приятно. Монтелла интеллигентен, умен и по-настоящему перспективен — наверное, это самый многообещающий итальянский тренер. На пресс-конференции, на которой мне довелось побывать, он вел себя достойно, терпеливо, но в то же время зажигательно отвечая на все самые каверзные вопросы досужих итальянских коллег. А уж поверьте, они кого угодно могут довести до белого каления.

 

Чашка за восемь евро на память

 

Уже стремительно темнело, когда, преодолев красивейшую аллею из высоченных пиний на северо-востоке Флоренции, я оказался перед воротами Stadio Comunale Artemio Franchi. Городской стадион, возведенный еще в далеком 1931 году, получил имя президента Итальянской федерации футбола, уроженца Флоренции Артемио Франки 22 года назад, спустя восемь лет после смерти известнейшего футбольного функционера (Артемио Франки в 1972—1983 годах возглавлял УЕФА, а позже был членом Исполнительного комитета ФИФА). В августе 1983-го он погиб в автомобильной катастрофе близ Сиены (стадион в Сиене, о котором я рассказывал в прошлом своем репортаже, также носит его имя).

 

Главные ворота стадиона удачно подсвечивались со всех сторон. Тут же стояли несколько бригад карабинеров, следящих за тем, чтобы автобусы с командами беспрепятственно проехали в подземный гараж. Так как до начала матча было больше часа, я мог спокойно исследовать окрестности района под названием Коверчано. Кстати, тут же, неподалеку, находится главная база сборной Италии по футболу. Эту «футбольную зону» с головным офисом Итальянской федерации футбола и «Залом славы итальянского футбола» навещу в следующий раз.

 

Все кафешки в округе были забиты под завязку фанатами «Фиорентины», которые неспешно поглощали закуски и пили разбавленное вино. В барах aperitivo это привычная картина, когда ранним вечером подают тарелочки с легкими закусками: сыром, оливками, мясными продуктами, брускеттой. И хотя это и предназначено быть только закуской перед основной едой, все предоставляется бесплатно для тех, кто заказывает спиртное. Впрочем, даже подвыпивших на стадионе не заметил. Все было культурно. Между прочим, саму арены во Флоренции ни с какой другой не спутать. В стадион, вмещающий почти 48 000 зрителей, встроена бетонная башня высотой в 70 метров, на которой развевается флагшток. Эта башня носит имя «Марафонская Башня».

 

Последний штрих — посещение клубного магазина. Так как я давно коллекционирую чашки и кружки, то приобрел «фиорентийскую» за 8 евро. И последнее наблюдение — парковка машин. В отличие от латвийской столицы в районе Arēna Rīga, где у нас во время матчей рижского «Динамо» полицейские зачастую перебарщивают со штрафами (не каждый захочет парковаться за 4—5 латов), в прилегающих к футбольному стадиону во Флоренции улицах царил, скажем так, организованный хаос. Разумеется, ни одно парковочное место не пустовало. Более того, машины бросали везде, где была возможность, где отыскивались два-три метра свободного пространства. Но так, чтобы не мешать движению, никому не мешать. При этом на знаки никто уже внимания не обращал. А карабинеры, в свою очередь, не обращали внимания на болельщиков «Фио» на колесах.

 

Пармский укол и привет туринцам

 

Что было непривычно поначалу, так это отношение к журналистам на самом стадионе. Во Флоренции их уважают. И даже очень. О таких атрибутах, как богатый стол в пресс-центре, программка на игру или подборка в печатном виде самой подробной статистической информации о соперниках, я уже не говорю. Чтобы добраться с аккредитацией до журналистских мест, надо пройти три кордона. Что неудивительно — на «Артемио Франки» пресса сидит рядом с випами. Буквально в двух шагах от меня находился флорентийский бомонд. Могу судить об этом по дорогим костюмам и вкусным сигарам. Президент клуба Марио Коньини сидел неподалеку, а председатель клуба и фактический его владелец Делла Валле — так уж и совсем рядом. С типично итальянской внешностью, этот миллиардер то и дело попадал в объектив телекамер, так как очень бурно реагировал на все, что происходило на поле.

 

Красивые девушки в клубной униформе в коридорах стадиона, красивый футбол волшебным еще сентябрьским вечером в жемчужинеТосканы... Это была сказка. Сказка, которая для хозяев поля завершилась шоком. В своей последней атаке «Парма» сравняла счет — 2:2. Шла заключительная, пятая из добавленных к основному времени минут арбитром встречи Давидом Массой. В этот момент наставник гостей Роберто Донадони (тот самый знаменитый полузащитник «Милана», который на протяжении 10 лет возглавлял сборную Италии, в том числе на чемпионатах Европы 2008 года) чуть было не выпрыгнул из своих штанов, зато над самим стадионом повисло гробовое молчание.

 

Но итальянцы были бы не итальянцами, если бы это молчание продолжалось дольше минуты. Придя в себя, мои соседи из числа рядовых зрителей начали на повышенных тонах обсуждать злополучный эпизод. Седовласые старики спорили с пеной у рта — кто виноват и что делать. Вечер обещал новые эмоции, и я их получил, став свидетелем яркого выступления на пресс-конференции Винченцо Монтеллы.

 

Между прочим, в последнем из сыгранных туров чемпионата Италии его «Фиорентина» утерла нос «Ювентусу», там же, во Флоренции, но уже без меня, взяв верх со счетом 4:2 (и это при том, что после первого тайма Старая Синьора была впереди — 2:0). Но хет-трик малыша Джузеппе Росси, кстати, его первый в карьере, спутал вице-лидеру чемпионата все карты. Да и Джиджи Буффон не выручил. Наверняка импозантный Делла Валле в тот момент был на седьмом небе от счастья — его «Фио» поставила все «кальчо» на уши, отгрузив туринцам четыре гола за 15 минут, и теперь в турнирной таблице эта команда уже пятая. Что могу сказать — Монтелла далеко пойдет, точнее — полетит. Он же Самолетик.



Vjačeslava Bondarenko Rīgas Judo skola Liepājas 3b, Rīga, LV-1002
Миронцева Оксана Миронцева ОксанаТаэквондо, Кикбоксинг