19.12.2013. 14:36
Он такой один, он уникален и недосягаем. The Great One — Великий, как прозвали Уэйна Гретцки, живая икона канадского хоккея, один из самых выдающихся спортсменов XX века. Человек, который за свою карьеру побил рекордов столько, что многие до сих пор кажутся вечными (точная цифра — 61). Во время канадской командировки судьба предоставила мне шанс...Шанс пообщаться с ним тет-а-тет. Немного, всего несколько минут. Но они, эти минуты, были!

Шанс пообщаться с ним тет-а-тет. Немного, всего несколько минут. Но они, эти минуты, были!

 

Случилось это во втором перерыве матча чемпионата НХЛ «Торонто» — «Коламбус». Я, если честно, так и не понял, что Гретцки делал на этой, казалось бы, рядовой игре, зачем он на нее забрел. И Гретцки ли это был?

 

Конечно, он. Просто когда видишь человека только издалека, да еще в основном по телевизору, не замечаешь седых волос, морщин. Годы ведь берут свое (в этом году Гретцки исполнилось 52). Тем более что в памяти остается другой образ — молодого, улыбчивого парня, который четырежды брал Кубок Стэнли в составе «Эдмонтона». Но когда это было — в 80-х годах прошлого века.

 

В ложе прессы, точнее — в коридоре, он появился всего на несколько минут в сопровождении двух охранников. Поговорил с приятелями, судя по всему, и отбыл в одну из лож Air Canada Centre. Когда он уже исчезал в коридорах, на его пути случайно оказался папа с ребенком. Надо было видеть лицо... Нет, не ребенка. Малышу было лет шесть, и он наверняка не отдавал себе отчет — с кем его фотографируют. Но вот папа... Тот сиял от счастья, и на выдохе только и смог после этой встречи произнести: «Уууууааааау!»

 

Медлить было нельзя, потому что это был мой великий шанс. Может быть, со стороны это больше походило на бесцеремонное вторжение в чужой разговор, но они уже заканчивали. Это во-первых. Во-вторых, я потратил считанные минуты его личного времени.

 

«Мистер Гретцки, я журналист из Латвии», — начало было банальным, но чтобы он понял, что такое Латвия, я тут же сделал «вброс» — дал ему несколько маячков. «Сандис Озолиньш, в отличие от вас, всего раз выигрывал Кубок Стэнли, а Артур Ирбе играл в финале. Но этот трофей так и не смог завоевать».

 

— Поверьте, в НХЛ нет более ценной награды. Но я рад, что и в вашей стране есть человек, который испытал те же эмоции, что и я когда-то.

 

— Ему 41 год, и он до сих пор играет в русском проекте КХЛ за рижское «Динамо».

— Я закончил в 38. Если ты получаешь удовольствие от игры, не торопись вешать коньки на гвоздь. Ну и здоровье, чтоб не подводило. Это тоже важно.

 

— Сборную Латвии сейчас возглавляет Тед Нолан, который, как и вы, родом из Онтарио.

— А я в курсе. Тед Нолан вернулся в НХЛ, правда, сейчас ему не позавидуешь. Его «Баффало» не в лучшем положении.

 

— Может, вы тоже вернетесь на тренерский мостик?

— Думаю ли я снова начать тренировать? Ну уж нет. Я рад просто войти в Зал хоккейной славы, просто смотреть хоккей и наслаждаться им.

 

— Вы играли с Ноланом в одно время — он в «Детройте» и «Питтсбурге», вы за «нефтяников» в Эдмонтоне. До сих пор поименно помню ту вашу знаменитую команду — вы, Андерсон, Курри, Мессье, Коффи, Фюр... Латвийская команда выступит на Олимпиаде в Сочи.

— Что ж, хочу пожелать вашей сборной успеха, чтобы у нее все получилось. Тем более что у руля вашей команды — канадец. Олимпиада — это особый турнир. Свою мечту я осуществил в 1998 году в Нагано. До сих пор вспоминаю ту Олимпиаду. Это турнир, где деньги не имеют никакого значения. Там преобладают другие ценности. Например, командный дух. К сожалению, та Олимпиада сборной Канаде не удалась. Мы не стали даже призерами.

 

— Зато в Солт-Лейк-Сити через четыре года...

— В той сборной я работал генеральным менеджером. Это все-таки другое. Правда, в Ванкувере меня также переполняли эмоции, ведь я был одним из пяти, кто зажигал огонь Олимпийских игр в 2010 году.

 

Гретцки провел в хоккее 21 год и за это время побил практически все рекорды НХЛ. На его счету 61 достижение, включая 40 рекордов регулярного сезона, 15 рекордов плэй-офф и 6 рекордов матчей всех звезд НХЛ (All-Star Game). В Зал славы он был включен в 1999 году, сразу после окончания карьеры, всего через 7 месяцев. Хотя по правилам — процедура введения не может начинаться ранее чем через три года. Ему также оказана еще одна уникальная почесть: номер 99, под которым он выступал на протяжении всей своей профессиональной карьеры, закреплен за ним в НХЛ навечно, и ни один хоккеист в НХЛ больше не наденет свитер с этим номером.

 

Самыми важными из них являются рекорды по количеству голов и набранных очков в регулярных чемпионатах. 15 октября 1989 года Гретцки побил рекорд по очкам (1850), принадлежавший Горди Хоу, а 23 марта 1994-го и рекорд по числу заброшенных шайб (801). Всего на его счету 894 гола и 2857 очков. Помимо рекордов, Гретцки стал обладателем большинства индивидуальных трофеев Лиги, которые ежегодно вручаются лучшим хоккеистам сезона. Так, девять раз он становился обладателем Hart Trophy (самому ценному игроку) и десять раз — Art Ross Trophy (лучшему бомбардиру) — наиболее престижных в НХЛ призов.

 

Со сборной Кленового листа он трижды выигрывал Кубок Канады, в 1982 году был бронзовым призером чемпионата мира. Его тренерская карьера не такая удачная. В НХЛ это «Финикс» с 2005 по 2009 год (с 2000 по 2009 год он был совладельцем этой команды из Аризоны). Кстати, только сейчас он выиграл суд и ему причитаются 8 миллионов долларов. А все потому, что НХЛ достигла соглашения с Гретцки о выплате причитающихся денежных сумм. Эти 8 миллионов долларов Гретцки должен был бывший владелец клуба Джерри Мойес, при котором клуб прошел процедуру банкротства и на 4 года оказался в собственности у НХЛ, пока не был продан компании Renaissance Sports and Entertainment этим летом.

 

Его личная жизнь? В 1984 году Гретцки встретил свою ровесницу американскую актрису Джанетт Джонс. Летом 1988 года они справили свадьбу. У них 5 детей — Паулина, Тай, Трэвор, Тристан и Эмма.



Kocēni Kocēni, Alejas 4, Kocēnu p., Kocēnu n., LV-4220
Кушнир Наталья Кушнир НатальяФитнес, Аэробика, Боди-байк
Регистрация