Напомним, что еще в 2012 году Антидопинговое агентство США (USADA) обвинило семикратного победителя «Тур де Франс», одного из самых авторитетных спортсменов мира, в систематическом использовании запрещенных препаратов. К тому моменту позади у него были и большая карьера, и попытка возвращения в 2009-м. Сам он сосредоточился на благотворительности, и выступал в качестве живого памятника выносливости и спортивному духу.
Продержавшись несколько месяцев под атаками USADA, бывших коллег и медиа, Армстронг все же раскололся в шоу Опры Уинфри: «Начну с того, что сейчас уже поздно признаваться. Слишком поздно для многих людей, и это моя проблема. Я рассматриваю эту ситуацию как одну большую ложь, которую я повторял много раз. Что касается систематического применения допинга в моей команде US Postal, то эта система действительно была профессиональной. Люди будут говорить, что Армстронг неуважительно отнесся к «Тур де Франс», к желтой майке, к самому спорту. Они будут правы».
Разумеется, этот обман ему сильно аукнулся еще до этого эпохального интервью — Международный союз велосипедистов (UCI) отнял у американца все семь побед на «Тур де Франс» (1999-2005) и напомнил про огромные призовые, МОК потребовал вернуть «бронзу» Игр-2000 в Сиднее, а спонсоры (уже бывшие) потянулись в суды с исками.
Сколько миллионов потерял Армстронг? Гонорары, которые он заработал бы за эти годы, если бы спонсоры не разорвали контракты в одностороннем порядке — это 150 млн долларов. Фактические потери (живые деньги – их уже пришлось отдать: поражения в судах и призовые/бонусы) — это еще десять миллионов долларов. Потенциальные потери (не все судебные процессы завершены, и при неудачных раскладах Армстронг рискует обанкротиться). Самый страшный иск – совместный от Флойда Лэндиса (бывшего партнера Армстронга по US Postal) и правительства США. Суд начнется в ноябре, и Армстронгу грозит штраф на сумму до 96,8 млн долларов. Таких денег у него нет...
Что еще потерял Армстронг? Тут тоже несколько позиций: право участвовать (организовывать) любое спортивное мероприятие, где ведется проверка USADA, с десяток позиций в различных общественных организациях, возможность использовать свое имя как бренд (кстати, в денежном выражении это тоже недостача до 10 млн долларов в год), высшую награду Франции – орден Почетного легиона, которым владел с 2005-го.
Но тяжелейшая потеря, по словам Лэнса Армстронга – благотворительный фонд для борьбы с раком. Армстронг, сам когда-то победивший тяжелую болезнь, создал в конце 90-х The Lance Armstrong Foundation, ставший узнаваемым, кроме прочего, благодаря желтым браслетам. После допинг-катастрофы его сдвинули с поста руководителя, из названия убрали его имя (сейчас – Livestrong), а многие спонсоры по следам скандала не стали продлевать контракты. Та же Nike, которой за десять лет удалось привлечь в Фонд около 100 млн долларов, ушла в конце 2013-го.
Впрочем, очевидных проблем с деньгами у Армстронга пока нет. Во-первых, для расчета по искам хватило накопленного, во-вторых, семью кормит небольшой бизнес: кафе и магазин велосипедов.
Как сейчас дела у Армстронга? Нет, он не превратился в абсолютного изгоя. Ему рады на локальных велопробегах. Чаще всего эти мероприятия как-то связаны с благотворительностью. Два года назад Армстронг проехал несколько этапов «Тур де Франс» на пару дней раньше пелотона, чтобы собрать деньги для борьбы с лейкемией. В UCI повод назвали достойным, но присутствие там Армстронга – неуместным. Другое увлечение – триатлон, которым он увлекся еще до всех судов. В последние годы он регулярно приезжает на Каилуа-Кона (Гавайские острова) – с 1978-го там ежегодно проводят чемпионат мира Ironman. Около года назад Армстронг впервые с 2012-го встречался с главой USADA Трэвисом Тайгертом, чтобы обсудить возможные послабления на будущее. Переговоры ведутся, при этом в случае частичного помилования он будет обязан оказывать существенную помощь в поиске других нарушителей допинга, врачей и функционеров, причастных к обманам.
И напоследок о семье: после многих лет отношений с Анной Хансен, Лэнс Армстронг месяц назад решился на предложение. У них пятеро детей, трое – от первой жены, двое от Хансен.



