Нетриумфальная арка
Вечер воскресенья Триумфальная арка встретила в темноте: ее подсветка, в ночное время подчеркивающая все барельефы монумента, была потушена. Видимо, предполагалось, что в случае победы сборной Франции на ней загорится какая-нибудь особенная иллюминация.
Но победы не случилось, а иллюминация так и осталась выключенной. Огоньки на ней зажглись лишь на несколько секунд — на фоне цветов флага Франции появились и вскоре погасли слова «Спасибо всем нашим болельщикам».
Однако этой ночью света на площади было достаточно и без иллюминации. Фанаты, начавшие празднование простыми петардами, вскоре принялись зажигать файеры и запускать в небо над проспектом фейерверки.
Праздник со слезами
Слез радости или горя в огромной толпе на Елисейских полях разглядеть не удалось: первые обычно быстро высыхают, а вторые на публике все же не демонстрируют. Зато слез, причиной которым стал слезоточивый газ, распыленный полицией, не скрывали многие. Первые «пшики» полицейских баллончиков раздались буквально через полчаса после окончания игры. Таким образом правоохранители отреагировали на град мусора, полетевший в них со стороны болельщиков.
Дальше накал страстей продолжил набирать обороты: в полицейских, помимо ругательств и провокаций, летели пластиковые ограждения, стеклянные бутылки, петарды и дымовые шашки. Стражи порядка отвечали газом и резиновыми дубинками, разделяли толпу и не давали нетрезвым или особо рьяным фанатам подойти ближе к Триумфальной арке.
Есть и другие слезы — слезы боли. В медпункт, развернутый прямо на тротуаре в нескольких минутах ходьбы от эпицентра праздника, начинают приходить пострадавшие фанаты. Девушку на каталке после осмотра врачей загружают в карету скорой помощи. В приоткрытый полог медицинского шатра видны еще несколько человек, ждущих своей очереди на прием. Общего числа обратившихся за медпомощью пока нет.
Се ля ви
«Извините, се ля ви (c’est la vie — «такова жизнь», фр)», — говорит девушка с португальским флагом в руках, видя у меня в руках флаг команды-противника. Улыбаюсь и поздравляю в ответ. Девушка, ожидавшая, казалось, агрессии, продолжает: «Но играли французы хорошо!»
«Это позор, ну как же верить в них теперь, мы так надеялись!» — с горечью и досадой сказала девушка, облачённая в футболку французской сборной и держащая в руках боа в цветах триколора.
Некоторые болельщики устало и опечаленно расходятся по домам, а кто-то, напротив, только входит в раж. Громкие крики, взрывы петард и сигналящие машины не дают уснуть жителям многих районов Парижа и других французских городов. Праздник на улицах продолжается.