23.05.2013. 11:54
Такое ощущение, что пыль с гаревой дорожки даугавпилсского трека до сих пор сохранилась на моей одежде, а в ушах не замолкает как рев моторов спидвейных мотоциклов, так и овации многотысячной толпы. Кто бывал на матчах «Локомотива» не дадут соврать: гонки в польской лиге, а еще лучше серии Гран-При — это состязания высшей категории.Гран-При Латвии по спидвею давно стал визитной карточкой Даугавпилса. Это уже устоявшийся бренд, соревнования, которые в нашей стране по ажиотажу могут сравниться разве что с матчами хоккеистов рижского «Динамо» в чемпионате КХЛ. Идут годы, развивается клуб, в Латвии появилась плеяда талантливых спидвеистов. И, вполне естественно, возникает логичный вопрос — что дальше?

Гран-При Латвии по спидвею давно стал визитной карточкой Даугавпилса. Это уже устоявшийся бренд, соревнования, которые в нашей стране по ажиотажу могут сравниться разве что с матчами хоккеистов рижского «Динамо» в чемпионате КХЛ. Идут годы, развивается клуб, в Латвии появилась плеяда талантливых спидвеистов. И, вполне естественно, возникает логичный вопрос — что дальше?

 

Ответ на него дает Владимир Рыбников, известный в прошлом гонщик, человек, который в начале 90-х годов чуть ли не в одиночку спас в Даугавпилсе спидвей от исчезновения. Сейчас он является председателем трековой комиссии Латвийской федерации мотоспорта.

 

Наш разговор состоялся перед его вылетом в Прагу, где он вел переговоры с чешскими коллегами как раз о «Гран-При». Дело в том, что спидвею в Даугавпилсе давно тесно. Тупиком эту ситуацию назвать, может быть, и нельзя, но для выхода на новый уровень этот вид спорта требует большего пространства. Вот почему давно витавшая в воздухе идея возрождения спидвейного клуба в Риге, и проведения «Гран-При Латвии» в том числе и в нашей столице, стала в этом году еще более актуальной. Актуальной в тот самый момент, когда латвийскому спидвею исполнилось 50 лет.

 

— Владимир, я всегда поражался феномену «Локомотива». Ведь на постсоветском пространстве таких клубов было больше 40, но выжили единицы. Более того, «Локомотив», выстояв в самые трудные годы, смог со временем заявить о себе не только в чемпионате России, но и в польской лиге.

— Клуб уникальный, спору нет. Это не только мое мнение, а специалистов. Первая лига Польши — один из сильнейших чемпионатов в Европе. Именно в Польше выступают самые известные гонщики мира. Это своего рода КХЛ в хоккее.

 

— А НХЛ, получается, польская экстра-лига?

— Совершенно верно. Но даже не в этом дело. В чем? Ну, например, сборная Латвии, составленная из спидвеистов «Локомотива», впервые попала в восьмерку сильнейших чемпионата мира. Что, в общем-то, нонсенс.

 

— Почему же — с нашими ребятами, с нашими традициями?

— Все дело в треках. В Латвии он один — в Даугавпилсе. В Германии, Словении, на Украине, те сборные, которые мы опередили, их десятки. Я уже не говорю про Польшу, Данию и Швецию.

 

— Если бы не вы в 90-е годы, то ничего бы не было.

— Я не в одиночку занимался спасением клуба. У меня была команда единомышленников, которые каждый день боролись за выживание. Годы были страшные. Клуб остался ни с чем. Ничего не было, кроме неплохих гонщиков. Но для развития спидвея этого было недостаточно. Вы же помните то время, когда не до спорта было всем. Предприятия в Даугавпилсе не выживали. В результате мы стали выступать в чемпионате России, потом перешли к полякам, потом взяли на себя проведение чемпионата мира, потом дошли до Гран-При.

 

— Помню самые первые соревнования Гран-При в 2006 году — это был грандиозный праздник спидвея.

 — Впечатления незабываемые. До сих пор не верится, что такую гонку удалось нам заполучить. Но это все достигалось с болью, огромным трудом, потому как вопрос финансирования всегда оставался актуальным. К счастью, несмотря на все эти передряги, дожили до 50-летия. Но сейчас настал такой момент, когда, как говорится, не по cеньке шапка.

 

— Что ты имеешь ввиду?

— Потенциал Даугавпилса весьма ограничен. И в плане финансирования, и в плане людских резервов. Главное, в плане воспитания молодых гонщиков. Не один клуб не может существовать без подпитки. Возьмем ту же Данию, страну, по площади примерно равную Латвии. Там 24 спидвейных клуба. Я не беру в расчет уровень жизни. Сборную Дании комлектует молодежь из всех этих клубов. Представляешь, какая там конкуренция, какой просев. 24 трека и сотни молодых гонщиков — вот уровень. Естественно, в Даугавпилсе о подобном приходиться только мечтать. У нас физически нет столько мальчишек. Да и не каждый родитель отпустит ребенка заниматься столь рискованным видом спорта. Нам и так повезло, что есть Кястс Пуоджукс, который был вторым на чемпионате Европы, Максим Богданов, ставший третьим на юниорском чемпионате мира, а Анджей Лебедев в этом сезоне пробился в финал мирового первенства, за которым сейчас гоняются англичане.

 

— А в той же России?

— За все эти годы там воспитали пару-тройку звезд, да и то с нашей помощью. Это те же братья Лагуты — Григорий и Артем.

 

— Я так понял, если мы хотим двигаться вперед, нам нужны треки и клубы?

— Без этого никак. На нужны гонщики из других регионов, поэтому и возникла идея что-то сделать в Риге. Тем более, что в столице была когда-то спидвейная команда.

 

— Я даже помню, в Бикерниеки проводился матч с командой России.

— Которая без особой рекламы собрала несколько тысяч зрителей.

 

— «Локомотив» переживал взлеты и падения, были в его истории и черные дни, когда он был расформирован, в 1991 году он вновь был восстановлен. Но городские власти не сразу повернулись к вам лицом.

— Поверили в нас в 2001 году. С тех пор город нам все же помогает. Это было время, когда «Локомотив» с успезхом выступал в российской лиге, когда стал модернизироваться стадион. До этого ведь клуб существовал на частные средства.

 

— Почему в один прекрасный день вы решили покинуть чемпионат России и перебраться в Польшу?

— Польша — это совсем другой уровень. Российский нас уже не устраивал. Польша живет спидвеем, это спорт номер два в этой стране, там три лиги, а это около 30 команд. А есть такие клубы с треками, которые не участвуют в чемпионате Польши. Вот на такой уровень мы попали. И нисколько не жалеем об этом.

 

— Я помню еще даугавпилсский трек со старенькими трибунами...

— Новые были нужны как воздух. Потому что без обновленного стадиона мы не могли двигаться дальше. Никакие чемпионаты мира нам бы не светили. Максимум — юниорский. Но все это строительство — тоже большая нервотрепка. Начиналось оно при одном мэре, продолжилось — при другом. Трибуны достроили в 2001 году.

 

— Если бы не было в Даугавпилсе такого стадиона, не было бы и «Гран При Латвии».

— Уже четыре раза у нас проводились такие гонки.

 

— Помню тех звезд спидвея, кто побеждал у нас — Грег Хэнкок, например. Американец в 2006 году был сильнейшим и вошел в историю, ведь тогда впервые «Гран-При» принимал Даугавпилс. Он же был вне конкуренции и в 2009-м. На высшую ступеньку пьедестала почета в Даугавпилсе также поднимались австралийцы Джейсон Крамп и Ли Адамс.

— Гран-При по спидвею — это самый высокий уровень. Как «Формула-1» в автоспорте. И это наша гордость.

 

— Каковы отзывы?

— Только положительные, а потому и в этом году без проблем нам дали один из этапов, который пройдет в Даугавпилсе 17 августа.

 

— За счет чего «Локомотив» из года в год не просто находится на плаву, а побеждает, выступает удачно в первой польской лиге? В составе клуба есть и местные талатливые ребята — Пуоджукс c Лебедевым, есть и легионеры Роман Поважны из России, воспитанник тольяттинского спидвея, финн Йонас Килмакорпи. А ведь еще недавно за «Локомотив» гонялись братья Лагуты, Максим Богданов.

— Все они перешли в команды экстра-лиги. Мы их просто не можем удержать. Поляки предлагают хорошие деньги. Правда. Богданов снова с нами. А что касатеся результатов, то просто команда хорошо работает. Тренеры, механики, водители... У нас лучшие механики, тот же Айвар Ружа. Все они — энтузиасты. То, что у нас команда энтузиастов — залог успеха. Спидвей в Даугапилсе — это не бизнес, и никто больших денег тут не заработал. Разве что гонщики смогли поправить в последние 10 лет свое финансовое положение, потому что появился рынок.

 

— Насчет фанатизма и преданности спорту... Ведь самый показательный пример — с Анджеем Лебедевым.

— На тренировке он врезался в стенку. Врачи его собирали буквально по кусочкам. Но он все равно вернулся в спидвей. Сейчас он выступает на прежнем уровене и регулярно в Европе устанавливает рекорды треков. В наши дни, к счастью, такие травмыу уже редкость, так как в целях безопасности все треки оборудованы мягкими надувными бортами.

 

— Насколько я знаю, в Даугавпилсе у «Локомотива» есть своя детская школа. Это так?

— Это уникальный случай, потому что школа эта бесплатная. Для любого мальчишки. В Латвии такого нет — в мотокросе, шоссейных гонках... Там все покупают родители. У даугавпилсских родителей таких возможностей нет. Поэтому ребенку в школе выдается форма, мотоцикл, предоставляются условия для тренировок, разумеется, квалифицированные тренеры.

 

— Рыбников и спидвей — это ведь неслучайно. Когда-то в сборной СССР выступал твой брат Иван. Ты сам 40 лет в спидвее, гонялся до 1990 года, неоднократно становился чемпионом Латвии. Потом, после завершения карьеры, ты занимался бизнесом, потом ты решил совмещать его со спидвеем, в результате чего появился частный клуб. 22 года ты отдал этому клубу как президент, но ушел все же с этого поста. Почему?

— 22 года на одном месте — это много для любого человека. Я устал. Это были годы постоянной борьбы на треке, борьбы за финансы, я устал постоянно находится в гуще политических игр. Просто решил, что пора, ведь для спидвея в Даугавпилсе я сделал все что мог. А ушел сейчас, потому что хороший преемник появился у меня и сейчас клубом руководит Валерий Шидловский. А еще я получил интересное предложение из федерации мотоспорта.

 

— Спидвей — не самый дешевый вид спорта, потому как люди гоняются на мотоциклах. Каков бюджет нашего клуба?

— Это не секрет. У нас он один из самых маленьких в первой польской лиге — 500 тысяч лат. У других команд — около миллиона евро.

 

— Сколько дает город «Локомотиву»?

— 150 тысяч. Все равно этого зачастую бывает недостаточно, потому что бюджет у нас формируется уже по ходу сезона. Поэтому появляются какие-то дыры, которые мы в течении зимы залатываем. И так из года в год.

 

— А как насчет польской экстра-лиги?

— Польская экстра-лига — это закрытый клуб миллионеров. Там нужны огромные бюджеты. Минимум — 2,5 млн евро. Для клуба из Даугавпилса — это неподъемная сумма.

 

— Хотя «Локомотив» все же пытался туда попасть по спортивному принципу, еще недавно участвуя в переходных гонках.

— Поляки, если честно, нас там не очень ждут. Да, можно найти богатого стратегического партнера, который будет инвестировать миллионы, но все равно в экстра-лиге много и других условий. Например, каждый клуб должен иметь в составе несколько польских юниоров. Спрашивается — зачем они нам? И при все при этом, «Локомотив» остается единственным иностранным клубом, выступающим в польском чемпионате. А ведь пробовали многие — Венгрия, Чехия, Украина, но все клубы через год-два обанкротились. Мы же живем и развиваемся. Мы пока справляемся.

 

— Но спидвею в Даугавпилсе давно тесно.

— Согласен. Потенциал у спидвея в Латвии большой. Но развитие тормозится — из-за финансов это во-первых, и во-вторых — из отсутствия новых кадров. Проблема и географическая. Наша задача усложняется потому, что вокруг Даугавпилса нет мотоспорта. Все трассы — в другом конце страны.

 

— Выход на Ригу напрашивается сам собой.

— Один из вариантов — строительство еще одного трека. Когда-то в Риге была неплохая команда, которая выступала во второй лиге чемпионата СССР. В те времена у нас были неплохие гонщики, которых знали в Союзе, а некоторые даже являлись кандидатами в сборную СССР. Тот же Гунтис Бирзакс. Так что традиции есть. Плюс девять лет назад в Риге прошла гонка Латвия — Россия. Было видно, что рижский болельщик спидвей не забыл. В настоящее время работу в этом направлении проводит общественная организация «Спидвейный клуб Рига», члены которого уже ведут проектировку стадиона в Бикерниеки. На мой взгляд, первый шаг — это «Гран-При Латвии» в столице. Само его проведение, кстати, стоит 200 тысяч лат. Мне кажется, чередование «Гран-При Латвии» в Риге и Даугавпилсе — это идеальный вариант. Таких городов в мире всего 12. И Рига, я уверен, украсила бы этот список. Предварительная заявка, между прочим, уже подана.

 

— «Гран-При Латвии» в Риге в 2014 году, думаете, реальность?

— Если будет политическая воля — то да. Между прочим, предстоящая гонка Гран-При в Даугавпилсе впервые будет проводится при поддержке латвийского правительства. А значит надежда с перездом в Ригу есть. И еще. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех любителей спорта в Даугавпилс 26 мая, когда «Локомотив» в рамках чемпионата Польши будет принимать гонщиков из Лодзи.



"Rezerves virsnieku apvienība" ''Akmenskalni'', Raunas novads Конный спорт
Солнцев Валерий Солнцев ВалерийГреко-римская борьба, Вольная борьба, Пляжная борьба
Регистрация