И далее — оба практически без дела, в стороне, не востребованные... Может быть поэтому сегодня волейбол Латвии на самом дне?
Павел Селиванов — ярчайшая личность. Одних лишь титулов — ого-го: Олимпийский чемпион 1980 года, двукратный чемпион мира (1978 и 1992) и четырехкратный чемпион Европы (1975, 1977, 1979 и 1983). Селиванов — это, без сомнения, явление в мировом волейболе, уникальный во всех смыслах человек, по латвийским меркам так и вовсе — глыба. А для журналиста — настоящая находка: более интересного собеседника трудно себе представить. Сам убеждался в этом неоднократно.
Латвийский волейбол в XXI веке — это история не о победах, а о фиаско на всех фронтах. Сегодня волейбол раздирают противоречия: кругом сплошные интриги, открытые письма стали нормой, появляются в руководстве люди, которые о волейболе ничего не знают. Но зато командуют. Как — мы это видим на многочисленных примерах: наши сборные десятилетиями ничего не показывают на международной арене, даже эстонцы из нас давно сделали мальчиков для битья, спортивные школы давно перестали выпускать достойную смену. Дошло до того, что в Латвии на протяжении целого десятилетия женской сборной вообще в природе не существовало. И это при том, что болельщики со стажем наверняка помнят рижскую «Аврору» советских времен, или, на худой конец, постоянного участника еврокубков в 90-х годах даугавпилсский «Химик». Наша мужская сборная тоже оказалась сегодня в тупике — будем называть вещи своими именами. Или на дне — кому как нравится. Открытые письма игроков национальной сборной, которая, на минуточку, на протяжении 22 (!) лет не может попасть на чемпионат Европы (про чемпионаты мира вообще промолчу) — из разряда логичных в свете того, что происходит вокруг главной команды страны. Де-факто сейчас в Латвии нет своей мужской сборной, нет игроков, нет даже тренера, так как у Раймонда Вилде с Латвийской волейбольной федерацией (ЛВФ) закончился контракт и его не продлили. Не продлили только потому, что против Вилде выступили сами игроки. А когда появится новый главный тренер — неизвестно. Это и есть тупик. Как говорится — приплыли...
Сегодня Латвия — это страна пляжного волейбола, о котором трубят, такое впечатление, изо всех утюгов (отчасти это и понятно — лето как-никак на дворе, да и три конкурентоспособные пары из Латвии — штука приятная и многообещающая и для самих игроков, и для функционеров). Но почему-то о таких личностях, как Павел Селиванов — практически не вспоминают. У нас что — все в порядке? Не вспоминают потому, что он неудобен, колюч в суждениях и оценках, никогда не юлит, а называет вещи своими именами? Селиванов — правдоруб, а с такими всегда трудно. А еще он — профессионал. Но так повелось, что руководить у нас, будь то федерация, сборная или политика, приглашают обычно по другим критериям. Сами знаете — каким.
Или не вспоминают потому, что все свои самые большие победы он завоевывал в составе сборной СССР? Объясните! Да, он Заслуженный мастер спорта СССР — выше тогда не было званий, это был самый высокий уровень признания. И он по праву гордится этим (11 лет подряд выступлений в сборной СССР — не шутки вам). И что теперь? А как же знаменитый «Радиотехник» — флагман латвийского волейбола, в котором он играл на протяжении 17 (!) сезонов – c 1970 по 1987 годы? Это тоже не считается? А как же три победы «Радиотехника» в еврокубках (в Кубке обладателей кубков в 1974, 1975 и 1977 годах), титул чемпиона СССР в 1984 году, четыре звания самого популярного спортсмена Латвии (1975-1978)? Этот список достижений можно продолжать и продолжать. Об этом тоже забыли или для кого-то и это не аргумент? То же самое относится к Борису Колчину, который в свое время пригодился и в России, и в Эстонии (в первом случае при его непосредственном участии сборная России в начале 2000-х вернулась в элиту мирового волейбола, «Локомотив-Белогорье» стал одним из сильнейших клубов Старого света, а эстонцы впервые пробились в финальный турнир чемпионата Европы). Вот и получается, что такие люди, как Селиванов или Колчин, находятся на обочине волейбольной жизни страны (скромный Селиванов работает в Рижской волейбольной школе и является тренером одной из сборных девочек, а Колчин консультировал провинциальную «СКА/Кулдигу»).
Тот мостик, который должен, по идее, соединять славную плеяду наших волейболистов 70-80-х годов прошлого века и сегодняшних игроков и тренеров сборной Латвии, разрушен. Разрушен давно и восстанавливать его никто, такое ощущение, не собирается. Более того, ситуация с каждым годом становится все хуже и хуже — один из ведущих и самых титулованных клубов страны «Полиур/Озолниеки» прекращает свое существование. Такое категоричное заявление на днях сделал директор команды Роланд Барановскис. Причина — невозможность сотрудничества и конфликт с новым руководством Озолниекской краевой думой, которую месяц назад возглавил Дайнис Лиепиньш (партия Латвийское объединение регионов). А ведь «Полиур/Озолниеки» — флагман мужского волейбола Латвии, вице— чемпион страны, первый победитель объединенного чемпионата Латвии и Эстонии (Schenker-лига) в 2006 году, пять раз становившийся серебряным призером чемпионата страны. И что? Латвийская волейбольная федерация молчит (президент ЛВФ — Атис Сауснитис). В следующем сезоне не будет такой команды, как «СКА/Кулдига». Тоже молчок... Большие проблемы у чемпиона Латвии «РТУ/Робежсардзе». И тут тишина. Ау, федерация!
«Латвийский волейбол не меняется, стагнация налицо, живем будто в каменном веке...» — это одно из мнений знакомых с ситуацией людей. В общем, остается только удивляться и вспоминать славные времена латвийского волейбола, которые давно прошли.



