23.11.2016. 07:28
Латвийский спорт все-таки богат на колоритные личности, интересных людей, которые вызывают восхищение. Лишнее тому подтверждение — встреча с Увисом Василенко. Уверен, это имя пока мало что говорит широкому кругу болельщиков. Но не спешите — такого универсала надо еще поискать. Уроженец Гулбене — настоящий универсал, который за свою недолгую спортивную карьеру успел отметиться в трех видах спорта — мотокроссе, пауэрлифтинге и регби, добивших везде неплохих результатов.

Уроженец Гулбене — настоящий универсал, который за свою недолгую спортивную карьеру успел отметиться в трех видах спорта — мотокроссе, пауэрлифтинге и регби, добивших везде неплохих результатов.

 

Как раз его выступление за «Гаркалне/Ливонию» — чемпиона Латвии по регби последних трех лет, и стало главной причиной встречи с ним корреспондента «Вести сегодня» тет-а-тет. Почему именно Увис Василенко? Ответ прост — сегодня в век гаджетов и всеобщий гиподинамии, о физической культуре все почему-то забыли, спортом занимаются только те, кому действительно не лень, кто ищет в жизни что-то интересное, кто не боится экспериментировать, принимать вызовы. Василенко именно такой парень.

 

 

Бабушка — из Архангельска, напарник — Криевс

 

Передо мной сидел молодой человек с перевязанной рукой. Наш разговор состоялся буквально через пару дней после того, как он перенес сразу две операции на плече и спине. Казалось бы — какой спорт... Но он, такое сложилось впечатление, уже сейчас рвался на поле. Его глаза блестели. Неугомонный — так и хотелось сказать в прошлом двукратному чемпиону Европы по пауэрлифтингу.

 

«Увис, ты сам родом из Гулбене, но судя по фамилии, корни у тебя не латвийские. Или я ошибаюсь?», — с такого неспортивного вопроса я решил начать наш разговор. И вот что услышал в ответ.

 

— Моя фамилия, естественно, от отца, хотя он никогда по-русски и не говорил. У меня бабушка русская — Татьяна. Она живет в Алуксне, но сама из России, родилась в Архангельске. Интересно, что до пяти лет я жил с бабушкой и говорил только на русском. Потом все изменилось. Я переехал к маме в Гулбене, пошел в латышский детский сад, потом в школу. Среда была уже другой. Но сейчас снова вспоминаю русский, да и с клиентами надо общаться на русском в том числе. Ха-ха, если бы ты знал, с кем в паре я гонясь в мотокроссе?

 

— Ну просвети. Знаю только, что твоя команда из Екабпилса с труднопроизносимым названием — X99/Slīterāni.

 

— Я выступаю в классе экипажей вместе с Каспаром Криевсом. Забавно, правда? Только вот мы на русском практически не говорим.

 

— Хотя по вашим фамилиям так не подумаешь.

 

— Мне самому удивительно — такие совпадения.

 

 

Мотокросс с подачи отца

 

— Тебе 25 лет, но ты попробовал себя в нескольких видах спорта. Помимо регби, это и мотокросс, и пауэрлифтинг. Тебе не хватает адреналина, ты не можешь сидеть на месте, тебе нужны новые вызовы? Откуда эта всеядность, да и виды спорта какие-то экстремальные? Во всяком случае это не шахматы.

 

— Знаешь, я спортом занимаюсь с самого детства. Сам я из Гулбене. А там особо делать было нечего — только спорт как развлечение. Так что с первого класса школы я уже был вовлечен во всевозможные соревнования. Хотелось быть лучшим, быть первым. Азарт у меня тогда уже проявлялся. Уроки физкультуры с бегом меня не устраивали. Как и сейчас — после операции ничего не могу делать и меня это угнетает.

 

— Мотокросс в твоей жизни ведь тоже появился неслучайно?

 

— Нет, конечно. Мой отец Айгар Василенко, в свое время выступал на чемпионатах Латвии. И это тоже были мотоциклы с колясками. Благодаря ему, я тоже пришел в мотокросс. Первый раз попробовал, что это такое, когда мне было лет 15. Но это был просто ребяческий интерес. Спустя годы я решил еще раз сесть на мотоцикл, когда уже появились финансовые возможности, и продолжаю выступать до сих пор. Позади два полноценных сезона. В прошлом я проехал со своим напарником в общей сложности 18 гонок — это все этапы чемпионатов Латвии, Эстонии и Литвы, плюс две гонки — этапы Кубка мира, один из которых проходил у нас в Стелпе.

 

— И как результаты?

 

— Пока что, скажу так, набираемся опыта. Мне нужно наездить часы, чтобы затем рассчитывать на что-то серьезное. На этапах Кубка мира, понятное дело, мы пока что среди отстающих. Но планы у меня на сей счет большие, тем более прогресс есть. Говорят, у меня есть способности, есть нужный азарт. Бросать мотокросс точно не собираюсь –это же моя мечта детства. Тем более, в этом виде спорта раскрываются к годам 30-ти, не раньше.

 

— Мотокросс — это еще немалые затраты на ту же технику.

 

— Я в свое время купил подержанный мотоцикл за 7 тысяч. Плюс надо еще две-три тысячи, чтобы подготовить его к сезону. Для простого человека это все же дорого. Как и для меня. Так что без помощи друзей тут было сложно обойтись.

 

 

Гулбенский силач

 

— Мотокросс и регби все же оказались в твоей повестке дня все же после пауэрлифтинга. А как тебя занесло в тренажерный зал. Тоже неслучайно?

 

— Лет в 16 ходил, как и все, в тренажерный зал. Ходил ради удовольствия, а не ради результатов. Но тренер Айгар Цирулис, который до сих пор в этом виде спорта, как-то заметил, что у меня на тренировках неплохо получается. Во всяком случае во всех трех упражнениях в пауэрлифтинге — приседание со штангой на спине, жиме штанги лежа и тяге штанги, результаты у меня были заметными на фоне остальных. Взял он как-то меня на соревнования в Латвии., где я стал одним из лучших. Но не первый. С того дня я полностью ушел в пауэрлифтинг, тем более, физические данные у меня были хорошими. Да и цель была четкой — стать сильнейшим.

 

— И как долго ты шел к ней цели?

 

— Серьезно пауэрлифтингом я занимался года четыре, может пять. Итог — два титула чемпиона Европы в 2013 и 2014 годах соответственно в Португалии и Азербайджане.

 

— Что для этого нужно было?

 

— Cкажу без пафоса — упорство.

 

 

Специалист по спортивному питанию

 

— Как раз пауэрлифтинг тебя сподвиг на то, чем ты сейчас занимаешься.

 

— С этого все и началось. У меня есть даже свой небольшой интернет-магазин по продаже спортивного питания.

 

— Надеюсь, запрещенными препаратами не торгуешь, а то сам понимаешь, какое сейчас к этому приковано внимание.

 

— Нет, у меня все легально, все только разрешенное. В этом деле я уже давно, так что в курсе всего происходящего. Моя продукция только из Европы. Все сто раз проверено-переправерено.

 

— Твой переезд из Гулбене в Ригу состоялся после окончания средней школы. Чвто решил искать в столице?

 

— Учился я хорошо. Так что не было ничего удивительного, что я решил поступать в Латвийский университет, на химический факультет. Учился, параллельно работал. Но было очень тяжело. Закончились тучные годы, родители тоже не могли мне помочь. Подрабатывал на стоянках EuroPark. Но эта работа мне не нравилась.

 

— Догадываюсь, почему.

 

— Сам представляешь, сколько негативных эмоций я принимал на себя за один рабочий день, выписывая штрафы. Год я еще продержался, потом взял академический отпуск. Как раз в ту пору друзья из Гулбене просили меня переслать им то одно, то другое из спортивного питания. Все-таки со времен моих занятий пауэрлифтингом связи кое-какие остались у меня. С этого, в принципе, все и началось. Сначала было непросто со всей этой бумажной волокитой. Сейчас все уже на рельсах, есть свой круг клиентов.

 

— Увис, только честно — возможно ли достичь в пауэрлифтинге высоких результатов не прибегая к помощи употребления известных веществ? Ну или в тяжелой атлетике?

 

— Если честно — нет, невозможно. Этим злоупотребляют практически все. Мне кажется, это никакой не секрет. Другое дело, что все надо делать с головой, правильно. И тогда никаких последствий не будет.

 

 

Регбийный разворот на «Ливонию»

 

— А регби... Как ты оказался в этом виде спорта?

 

— Как-то раз ко мне обратились за спортивным питанием ребята из одного регбийного клуба. Они-то в шутку и пригласили меня в регби. Но тогда я был еще в пауэрлифтинге, хотя меня все больше беспокоила травмированная спина. И, если честно, стал уже задумываться о том, как завязывать со штангой. На чемпионате Европы в Азербайджане я уже выступал на обезболивающих. Приехал с чемпионата Европы, месяца на два взял паузу. Но больше уже не мог терпеть — снова надо было чем-то заняться. И тут я вспомнил о ребятах из регби.

 

— Позвонил им и все получилось?

 

— Да нет. Просто в интернете «загуглил» и прочитал, что в 2014-м чемпионом Латвии стал клуб «Ливония».

 

— Понятно, сразу решил начать с чемпионской команды, чего мелочиться.

 

— Просто я логически подумал — раз чемпионы, значит все на высшем уровне, смогу в этой команде развиваться, значит тренеры квалифицированные. Заполнил клубную анкету в интернете, со мной связались. С этого все и началось. Я им подошел.

 

— Страшно не было, как-никак в регби мощные ребята?

 

— Но я ведь тоже не слабак – cейчас мог вес чуть за сто килограммов. Тем более, что в детстве занимался борьбой. Арманд Звирбулис — наш известный борец, можно сказать, мой сосед. В этом плане регби мне очень подходил, и в этом виде спорта я смог быстро адаптироваться.

 

— Финальный матч чемпионата Латвии по регби между «Гаркалне/Ливонией» и «Миесниеками» прошел мимо тебя. Всему виной травмы?

 

— Да, они самая. Из-за этого остался сторонним наблюдателем. Было обидно.

 

— «Гаркалне/Ливония» выиграла заслуженно?

 

— Думаю, да. Наша команда, к тому же играла без литовских легионеров. Вообще-то начало сезона у «Ливонии» получилось никудышным. Ребята ленились, пропускали даже тренировки, как-никак она все же в регби любители — у всех работа. А потому тренеры были очень злые. Но финал регби-7 как-то вытянули, вновь завоевали титул. В «пятнашке» — регби-15, во второй половине сезона с дисциплиной было уже все в порядке. И «Ливония» по праву стала сильнейшей. Вообще хочу сказать, что уровень регби в Латвии растет. Но для начала нам надо все же догнать литовцев.

 

 

Слушайтесь врачей!

 

— А что с твоей рукой?

 

— Еще весной я стал игроком сборной Латвии: тренер Сергей Лыско назвал меня в числе тех, кто полетит на игру в Андорру. И надо такому случится, что на первой же тренировке сборной я травмировал лодыжку. Потом вроде как восстановился, но еще в первом круге чемпионата Латвии по регби-7 порвал связки на плече. Почему так много травм? Плечо — это отголоски пауэрлифтинга. Травмы накапливались годами, вот организм и не выдерживает.

 

— Тебя, случайно, не называют сумасшедшим?

 

— Называют, особенно родители переживают. Да и доктора тоже иногда не стесняются в выражениях на сей счет.

 

— Какие планы на будущее? Наверное все же сыграть в составе сборной Латвии по регби или выиграть гонку в мотокроссе?

 

— Планов много, только в сложившейся ситуации мне спешить нельзя. И врач меня уже предупредил, чтобы ни в коем случае не форсировал возвращение в спорт. Иначе это может мне дорого стоить — ключица снова вылетит при первом же столкновении. Да и знакомые. Которые через такие травмы прошли, говорят то же самое — спешить нельзя. Не хочу, чтобы все это повторилось — антибиотики, температура, все эти боли. В мотокроссе нагрузки все же поменьше, нежели в регби, весной начну уже понемногу тренироваться. Но и регби держу в уме. Так что жду лишь сигнала от врачей.



Rīga/Lāse-R Rīga/Lāse-R Uzvaras bulvāris 10, Rīga, LV-1048
Чигур Антон Чигур АнтонДзюдо, Самбо