Как-никак — это чемпионат мира, соревнования, которые прочно входят в пятерку самых рейтинговых спортивных мероприятий года, это самый высокий уровень. Впечатляет и уровень призовых. Вообще призовой фонд чемпионата мира в Пекине составил более семи миллионов долларов (за золотую медаль спортсмен получит 60 тысяч долларов, за серебро – 30 тысяч, за бронзу – 20 тысяч). Кроме того, денежные премии получат атлеты, которые заняли места с четвертого по восьмое (от 15 до 4 тысяч долларов). В случае, если будет установлен новый мировой рекорд, спортсмен будет вознагражден суммой в 100 тысяч долларов. Не плохо, правда?
Назойливые репортеры со своим однотипными вопросами про допинг вывели из себя даже самого быстрого человека на планете Усейна Болта: ««Допинг реально сейчас вышел на первый план. В последнее время я только и слышу – допинг, допинг, допинг. Все вопросы о нем. Грустно, что все внимание достается вопросам допинга, а не соревнования. Но я ничего с этим не могу поделать. Люди говорят, что я должен победить в Пекине во имя чистого спорта. Но есть еще множество чистых атлетов, которые никогда не применяли допинг за свою карьеру. Я не могу делать все один, это общая обязанность – показать, что спортсмены могут побеждать и без использования запрещенных препаратов».
Как известно, борьба с допингом — это постоянная гонка, в которой с одной стороны принимают участие недобросовестные тренеры и спортсмены с фармакологами, с другой — офицеры антидопинговых служб. Первые примерно на пол шага впереди. Вот почему даже самые громкие разоблачения касаются событий прошлого. А если и попадается «крупная рыба», то это, как правило, спортсмен, который уже закончил свою профессиональную карьеру. Так что дорогой Усейн, не подведи.
Задачи скромные. И только Мадара Паламейка ставит конкретную цель — медаль. В этом сезоне она уже побеждала на одном из этапов «Бриллиантовой лиги». Еще один раз была в призерах. Так что основания для столь оптимистичных прогнозов все же есть. Другое дело — это все единичные случаи, это исключение из правил. В целом с легкой атлетикой у нас в Латвии беда. И самая большая проблема — даже не набившая оскомину недостаточное финансирование, а отсутствие более-менее нормальной инфраструктуры.
Где легкоатлеты готовятся к сезону? Правильно — в манежах. Сколько таких, отвечающих международным стандартам, у нас еcть в наличии? Один. И это на всю страну, причем не в Риге, а в Кулдиге (Спортивный манеж в Риге, в котором до сих пор проходят соревнования, настолько морально устарел, что даже заходить в него страшно, не говоря о том, чтобы показывать там результаты). Из-за этого, кто может себе позволить, зимой отправляется на тренировочные сборы в теплые страны, остальные мерзнут, терпят, и занимаются где придется. Так что результаты такие, какие условия. А так как до сих пор в Латвии они ужасные, не стоит тыкать на наших соседей Литву и Эстонию, приводить их в пример, сравнивать достижения (эстонцы почему-то давно решили проблему таких манежей). Пока в Латвии не будет нормальных условий, со спортсменов и спрос соответствующий.
В августе этого года наконец-то правительство Латвии утвердило проект Министерства науки и образования, согласно которому при 42-миллионом освоении денег из еврофондов регионального развития в районе стадиона «Даугава» со временем появятся не только многофункциональный зал, ледовый дворец, но и еще легкоатлетический манеж. Когда — вопрос. Работы начнутся не раньше 2016 года, и тот самый манеж находится не в первой очереди строительства. Но, главное, воз сдвинут, ситуация хоть как-то движется вперед. Поэтому сегодня даже девять наших атлетов на чемпионате мира в Пекине — это здорово. Смотрите правде в глаза — в XXI веке королева спорта в Латвии по-прежнему голая.